Пятница, 15.11.2024, 10:22
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

 БИБЛИОМИР МБУК "Межпоселенческая централизованная библиотечная система" Адамовского района    

Меню сайта
Электронные ссылки
Библиотеки
НЭДБ
погода

легенды родного края

Утесы и река Суундук

 

 

     Давным-давно в маленьком ауле жила-была женщина по имени Ундуке. И было у неё много сыновей. Жили они дружно и весело. Но дошла до аула весть о  том, что в их край идут разбойники. Узнав об этом, сыновья  вместе с другими молодцами пошли навстречу врагу. Был долгий и жестокий бой. Но врагов оказалось больше, и сыновья с остальными Так и не смогли дойти варвары до аула.

 защитниками погибли, чтобы задержать врагов, они превратись в утёсы. Узнав о смерти сыновей. разлилась Ундуке рекой  у подножия утесов.

 

  С тех пор ,стоят на страже утёсы и протекает рядом река Суундук, что в переводе означает «Су» - вода, «Ундук» - имя матери.

 

 

    Материнская любовь

 

 

  В одном километре к востоку от Кусема Суундук протекает у подножия тридцатиметровых кусемских утесов. На этих живописных скалистых обрывах геологами был исследован и описан опорный разрез отложений Ащебутакского вулканогенного комплекса. Здесь встречаются редкие для региона пироксеновые порфириты.

  Об этих утесах сложены легенды. В одной из них рассказывается, что в давние времена серебристая река Суундук была полноводной, владения её были безбрежны. Сама она бессмертна. Было у реки три сына. Красивые и сильные, могучие и трудолюбивые. День и ночь без устали трудились братья, работали не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду. Но вскоре за ними пришла смерть, и забрали их в свое подземное царство. Безутешно тосковала мать – река Суундук, плакала горючими  ручьями, просила богов помочь вернуть ей сыновей. Сжалились боги над горем матери. Прибежала мать, обняла их, а они от радости  застыли навеки и окаменели. Превратились в утесы. До сих пор ласкает Суундук у подножия утесов своих сыновей.

 

 

 

            СУУНДУК -  ОХЛАЖДЕНИЕ

 

 

        В далекое- далекое время шли люди из южных степей, шли с караваном торговым, устали, запылились, животные их истомились. И вот на их пути, как чудо, как подарок свыше. появилась река. небольшая, но полноводная. Люди распрягли коней, решили искупаться, когда вошли в воду, то испытали такое наслаждение, что воскликнули как один « сундук!» что означает «охлаждение», это было то, о чем они мечтали всю эту длинную дорогу.

 

 

«Бескунак» - пять гостей.

 

 

Давным – давно в наших степях произошла эта история. Был солнечный, ясный день апреля. Собрались пять джигитов-казахов в гости. Одеты они были по-весеннему. Погода была теплая, ярко светило солнце. Вдруг в дороге их застал буран. Он был такой сильный, что легко одетые люди, которые ехали в гости, все замерзли. И поэтому в апреле пять дней бывает холодно. И период этот называется « бескунак»  – пять гостей.

 

 

 

Легенда о «бескунаке»

 

 

 Жила в нашей степи, в одном ауле прекрасная девушка .  Отец у неё был бай. Однажды она увидела прекрасного юношу из соседнего аула. Он был бедный пастух, пасший овец. И он тоже заметил красавицу. Они полюбили друг друга, но отец, узнав, что дочь любит бедного, страшно разозлился и решил отдать дочь за богатого старого бая. Узнав об этом, юноша со своими верными друзьями решил выкрасть свою любимую, явившись в дом её отца под видом гостя. Вышли они 14 апреля, погода стояла прекрасная, светило солнце. Ничто не предвещало беду. Вдруг небо заволокло тучами, и пошел снег, поднялся ветер, и разыгрался буран. Затерялись пять путников в степи. Пять дней длился буран, уносы с собой по одной жизни. И с тех, пор, когда наступает 14 апреля, казахи говорят: «Пришел бескунак», и ждут перемены погоды.


Легенда об ауле Ак-тасты.


Давным-давно это было, более ста лет назад, когда была наша степь буйная да широкая. Куда ни кинь взгляд - даль неоглядная. Где ни прислушайся -стрекот кузнечиков ласкает ухо.

Шли по этому раздолью кочевники - казахи из рода «малатау». Долго они кочевали со своими стадами. Там, где останавливались, разбивали юрты, пасли овец и коней. Проходило время и они шли дальше.

Одно место привлекло пастухов своим травяным изобилием, близостью воды - сливались здесь две речки - Жарлы и Акташка, большой холм закрывал место от холодных северных ветров. И решили аксакалы: хватит кочевать, здесь раскинем свои юрты, здесь будем растить детей. Сказали старейшины, так и сделали. И на склоне холма вырос аул.

Стали жить казахи - пастухи оседло. Топчут седые ковыли табуны быстрых скакунов. Радуют хозяев отары тучных овец. Проплывают мимо караваны неторопливых верблюдов по дорогам Великого Шёлкового пути. Радуются

люди удачному выбору поселения своего.

И вот не вершине холма появились из - под земли белые камни. Это Мать-Земля открыла свои глаза, чтобы полюбоваться на детей своих- людей, разделить светлым взглядом счастье человеческое.

Так и жили они, пастухи. А с холма взирала на них белыми камнями Мать -Земля. И назвали пастухи свой аул Ак -тасты Белые камни.

Шли годы. Жизнь текла своим чередом. Но однажды заезжие горожане сказали, что белые камни на холме - это кварц. И взорвали люди белые камни, не понимая, что лишают Мать - Землю её очей. Вывезли всё по камушку, оставив огромную яму - котлован с разбросанными по степи остатками белых осколков. И с тех пор оставила удача жителей аула. Переселились они на другой берег речки Ицагачки к украинским переселенцам. А на месте аула Ак-тасты до сих пор хоронят своих умерших, оставляя их на вечный покой рядом с глазами Матери - Земли -Белыми камнями. В память об ауле Ак- тасты речку Ицагачку переименовали в Акташку - напоминание о счастливых годах единения с Матерью - Землёй.

 Легенды собраны библиотекой по  различным источникам.


Легенды села Аниховка  собраны в сборнике "Легенды ковыльного края":


Давлетова К. Легенды ковыльного края.-Аниховка.- 2007. - 13 с.



Легенды 

п.Белополье 

записаны Парневым П.

 

 

                                                                 Ковыль

Пушистыми полянками на бескрайних степных просторах растёт ковыль. Особенно много его в окрестностях нашего посёлка. Даже по одной из версий название нашего посёлка – «Белополье»- произошло от обилия ковыли в окрестностях селения.

 В сухую погоду остья ковыля закручиваются, а во влажную раскручиваются. Поэтому у нас его ещё называют кудрявым. Несдобровать тому зверю, в шерсть которого попадут ковыльные плодики: они будут погружаться в тело животного, как в благодатную почву, тем самым наносить животному болезненные раны, которые кровоточат и гниют.

У нас эту траву считают травой мёртвых, которая, якобы, растёт на костях наших предков, поэтому-то она такая белая. Наши местные жители никогда не приносят ковыль домой: это считается дурным предзнаменованием, предвестьем несчастья.

В нашей местности существует легенда о том, что когда монголо-татары захватили нашу деревню, лето было знойное и сухое, пищи для животных в степи не было: только цвёл ковыль. Вместе со скудным кормом вражеские лошади съедали и часть ковыля. Острые  зёрна этого  растения втыкались в языки лошадей, после чего развивалось заболевание, которое очень трудно лечилось. Лошади не могли уже полноценно питаться. В результате слабели и гибли. Так ковыль в нашей местности стал ещё и защитников от врагов.

А ещё у нас это растение называют шёлковой травой, травой-защитницей, травой горя, травой печали.

 

 






Святая вода 

Наш степной край известен тем, что в давние времена здесь жили кочевые казахские племена. Не было у них постоянного места жительства. Одним из таких кочевых казахов был молодой мужчина Уразбай. Много лет жил он со своей женой. Жена у него была тихая, кроткая, добрая и спокойная женщина. Муж же её был злой и жестокий. И, наверное, за грехи мужа Бог не дал им детей. Уразбай же обвинял в этом свою жену и часто бил её за это. Бедная женщина покорно терпела все выходки своего жестокого мужа. Шёл однажды  мимо  нашей деревни странствующий путник  и стал невольным свидетелем нелицеприятной семейной сцены: муж избивал свою жену. Это, как вы правильно догадались, и был наш знакомый Уразбай. Путник незамедлительно вступился за несчастную. То ли в знак благодарности и признания, то ли от нежелания продолжать жить в вечных унижениях, то ли от желания наконец-то порвать со своей мучительной судьбою, женщина пошла за этим путником.  Говорят, в том безжизненном месте, где они остановились, стали пробиваться из-под земли родники, как из ведра лить дожди. Вода в них чистая, прозрачная и холодная.

Люди  потянулись сюда с надеждой, что здесь отыщут снадобье от своих бед и лишений.

По сей день среди местных жителей эти места окружены особым ореолом таинственности и загадочности. Какая-то особенная тишина и покой обволакивают путников  своими объятиями.

Говорят, что если попить воды из этих родников и поверить в их силу, то можно излечиться от любой, даже самой страшной болезни. Вода из этих источников в нашей деревне считается святой.( по рассказу Иващенко З.Ф.)


 

                                                       Каурый

( по расскаву Парнева В.В.)

 

В  давние – давние времена жил в нашей глухой, по тем временам степи, бедняк Сарсынбай. Тяжело ему жилось, так как из всей существующей в мире домашней живности был у него только один – единственный конь. Звал его хозяин Каурый.

В любой  скачке не позволял этот конь  другим быстрокрылым лошадям обгонять себя. Брал призы на многих состязаниях. Богатые   завидовали Сарсынбаю  и старались любым способом заполучить коня. Задумали  богачи  злое дело: если не согласится Сарсынбай продать своего быстрого коня, то они погубят быстрого скакуна. Долго уговаривали они хозяина Каурого. Особенно хотел завладеть этим конём бай Жолдыбай. Но ни на какие уговоры не соглашался Сарсынбай. Тогда Жолдыбай, разозлившись, приказал своим слугам поймать Каурого.

 Слуги бая  решили хитростью взять гордого коня:  окружить  его  на пастбище и поймать  Почуял  Каурый, что прибывшие — чужаки, прорвался сквозь кольцо и поскакал в сторону аула... Пытались подчинённые бая догнать его, но вскоре поняли,   что гнаться за ним  бесполезно: не дастся он в руки чужакам. Поэтому подстрелили они быстрого коня.  Изнемогая от раны, животное не далось в руки преследователей и доскакало до дому. Рана оказалась смертельной.  Очень  скорбел Сарсынбай  о гибели единственного своего скакуна.

 

 





 


Форма входа

Каталог
Для слабовидящих
Наша группа
Наша группа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz