КАЗАХИ ЖИЛИ ЗДЕСЬ ВСЕГДА
До основания Адамовки и после в этих местах проживали казахи. По рассказам старых людей, в 1900-х годах много казахских семей переселилось в эти места с низовьев реки Яик (Урал).
Казахи в юго-западной части района проживали вдоль рек Суюндук, Джуса, Урус-Кискен, Карабутак, и вдоль водных балок Бискурек, Джарабутак, Жаман-Анжор и других.
Были это, в основном, казахи младшего джуза из родов Болкожа, Аккожа, Ормантай, Бозбет, Кутпанай и некоторых других родов среднего джуза. Изредка встречались представители рода Тюре – истинные потомки чингизидов.
Аулы были небольшие – от 5 до 10 родственных дворов. Их названия происходили от имен знаменитых людей. Например, Баймурат, Ерман и другие.
В те годы, когда Адамовка только обживалась, казахи уже вели оседлый образ жизни. Жили в землянках, построенных из пластов вспаханной целинной ковыльной земли. Крышу накрывали жердями, а по верху укладывали ковыльное сено и землю. Отапливались землянки печным устройством, сложенным из каменных плит. Основное топливо – кизяк, курай, чилига.
Зажиточные баи в то время уже имели деревянные дома с крышей, покрытой железом или доской. Таких домов в те годы по району было не более 5-6. примерно столько же насчитывалось деревянных мечетей с крышами-минаретами.
Об образовании и медицинской помощи речи тогда не шло. В аулах были малограмотные муллы, и дети, в лучшем случае, получали начальное духовное образование.
Жители аулов занимались в основном скотоводством: разводили лошадей и овец, которым не нужно было заготавливать много корма, потому что они находились зимой в тебеневке.
Летом со скотом всем аулом выезжали на пастбища и только поздней осенью возвращались в селение на зимовье. Уже в том время к зиме частично заготавливали грубые корма для молодняка и слабого скота.
Помимо скотоводства некоторые семьи стали заниматься земледелием, сеяли в основном просо. Свое индивидуальное хозяйство во все времена помогало не только кормить семьи, но и менять его излишки у заезжих купцов на сахар, соль, мыло, другой товар.
Одежду и обувь многие казахи изготавливали сами из сырья животноводческой продукции. А когда заканчивался сельскохозяйственный год, в Орске, в Новоорске, а потом и в Адамовке проводились ярмарки, где можно было продать свой скот и полученную на подворье продукцию или выменять ее на нужные вещи и продукты.
Уже в то время среди казахов были знатные и
уважаемые люди. Один из них – Дербисалы Беркимбаев, полковник и дворянин. В
1913 году он участвовал в праздновании 300-летия семьи Романовых. Когда царь
приезжал в Орск, Беркимбаев приглашал его в гости. И по этому случаю часть
пути, а точнее –
Велика роль казахского народа в развитии района. В разные годы его сыны были руководителями райкома, райисполкома, хозяйств, милиции, других высоких служб. А кроме того, повсеместно трудились на разных производственных участках плечом к плечу с представителями других национальностей.
Из воспоминаний К. Жанбуршина, п. Теренсай,
газета «Целина» от 6 июня 2001 года.