Меню сайта
Электронные ссылки
Библиотеки
погода
|
Исчезнувшие сёла1 .УРОЧИЩЕ АККУДУК- не большое село основано казахами в верховьях ручья ЖАНАСПАЙ. В 1932 ГОДУ ОСНОВАН КОЛХОЗ «АККУДУК».В 1957 году колхоз был реорганизован^ село существовало как поселок животноводов фермы совхоза «Брацлавский». 2.Урочище НОВОУЛЬЯНОВСК -бывший центр отд.№3 совхоза «ШИЛЬДИНСКИИ».основано в 1957-58 г в связи со строительством узкоколейной железной дороги.Ликвидирован в 1978 г 3.Урочище МАРЫ.Поселок участка №7 совхоза «.ДЖАРЛИНСКОЕ». Основан в 1957-1959г.т.к. возникла необходимость основать здесь центральный зерноток.Постоянного населения здесь не было,во время уборки жили сезонные рабочие.Название «МАРЫ» от слова «марево» -легкая тумааная дымка. 4.Урочище САРЫ- АБА.казахский аул.основан в начале 20 века.Рядом с аулом в 1909-1910 годах украинцами основано село НЕСТЕРОВКА.. «САРЫ -АБА» ОЗНАЧАЕТ «ЖЕЛТЫЕ БУГРЫ.ХОЛМЫ». Есть легенда, что в 1921-1923 годах жители покинули местность из-за вспышки холеры. 5.Урочище ШУБ APT АУ -основан казахами в конце 19 веке.» Шубартау»означает пестрая гора.».в 1957-58 годах часть земли была подтоплена Ириклинским водохорнилищем. б.Урочище МУНТАИ-основан на месте кочевья казахов.Просуществовал до 1932 г. 7.Урочище САРЖАНКА.Ликвидирован в 1969 году.Наименование получил по имени САРЖАНА.чьи кочевья здесь были. 8.Урочище ЖИТНИЦА в 8 км. От ст.ТЕРЕНСАИ было основано в 1929-1931 г в то время село получило хороший урожай и было как-бы житницей района.Ликвидирован в 1975. 9.Урочище РЫБНОЕ -в 2 км. С.АНДРЕЕВКА.Наименование получил по Указу ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР в 1966 году. В начале 20 века единственным постоянным поселением на территории Адамовского района была казачья станица Елизаветинская. Но в 1906 году на левом берегу реки Жалгыз - Агаш появились жители центральных районов России. Переселенцы устраивались на новом месте. Они вспахали целину, засеяли её, построили себе жилища, помещения для скота. Жилище переселенцев представляло собой полуземлянку: она была вкопана в грунт на один метр глубины, а потом возводились стены из земляного грунта - пластов. Так появилась Аниховка - волостной центр десятка аулов (Журунтай, Баедка, Сараба, Калхаманка и др.) до первой мировой войны. В период форсированной коллективизации к 1930 году село Журунтай становится колхозом имени Островского. Животноводство было главным в жизни колхоза, разводили коров, лошадей, овец. Для обработки полей была организована бригада полеводов. Председатель колхоза, Ступин Яков, был человеком строгим, но справедливым. В поселке насчитывалось 30-40 домов. Для строительства использовался саман. Улиц как таковых не было, дома располагались скученно. Магазин находился в доме у Сулейменовых Дюсека и Шамсии, которые торговали основными продуктами. В центре села стояла школа, в которой было 5 классов. Долго учительствовал Мухтар Батанов - последний учитель села. У поселка, на вершине холма, находилась база с овцами. Некоторые мужчины работали на железнодорожной станции «7-й разъезд»: зимой чистили снег, а летом ремонтировали старые рельсы. На берегу реки (тогда в ней было много рыбы) стоял известковый завод. Известь, которую вырабатывал завод, вывозили на коровах в Брацлавку (село было центром для Журунтая). Как воспоминание о былом, осталась башня, наполовину разрушенная. До 1906 года вблизи территории нынешнего села Нововинницкое были расположены казахские аулы. Они располагались по левой стороне речки Акташки и по правую сторону речки Жарлы. История поселения и жизни казахов в аулах отражена в легенде об ауле Ак-тасты, написанной много лет назад кружковцами нашей школы по воспоминаниям местного старожила Жулдубаева Ж. Он рассказал некоторые моменты, которые ребята в своей работе использовали в полной мере. Вот эта легенда. Легенда об ауле Ак-тасты. Давным-давно это было, более ста лет назад, когда была наша степь буйная да широкая. Куда ни кинь взгляд - даль неоглядная. Где ни прислушайся -стрекот кузнечиков ласкает ухо. Шли по этому раздолью кочевники - казахи из рода «малатау». Долго они кочевали со своими стадами. Там, где останавливались, разбивали юрты, пасли овец и коней. Проходило время и они шли дальше. Одно место привлекло пастухов своим травяным изобилием, близостью воды - сливались здесь две речки - Жарлы и Акташка, большой холм закрывал место от холодных северных ветров. И решили аксакалы: хватит кочевать, здесь раскинем свои юрты, здесь будем растить детей. Сказали старейшины, так и сделали. И на склоне холма вырос аул. Стали жить казахи - пастухи оседло. Топчут седые ковыли табуны быстрых скакунов. Радуют хозяев отары тучных овец. Проплывают мимо караваны неторопливых верблюдов по дорогам Великого Шёлкового пути. Радуются люди удачному выбору поселения своего. И вот не вершине холма появились из - под земли белые камни. Это Мать-Земля открыла свои глаза, чтобы полюбоваться на детей своих- людей, разделить светлым взглядом счастье человеческое. Так и жили они, пастухи. А с холма взирала на них белыми камнями Мать -Земля. И назвали пастухи свой аул Ак -тасты Белые камни. Шли годы. Жизнь текла своим чередом. Но однажды заезжие горожане сказали, что белые камни на холме - это кварц. И взорвали люди белые камни, не понимая, что лишают Мать - Землю её очей. Вывезли всё по камушку, оставив огромную яму - котлован с разбросанными по степи остатками белых осколков. И с тех пор оставила удача жителей аула. Переселились они на другой берег речки Ицагачки к украинским переселенцам. А на месте аула Ак-тасты до сих пор хоронят своих умерших, оставляя их на вечный покой рядом с глазами Матери - Земли -Белыми камнями. В память об ауле Ак- тасты речку Ицагачку переименовали в Акташку - напоминание о счастливых годах единения с Матерью - Землёй. Поселок Рыбный был организован как 3-я ферма зерносовхоза «Каинды- Кумакский» в 19^| году. В поселке были построены бараки, создано полеводческое хозяйство: машдвор, построены зерносклад, ток, зернодробилка. Позднее в 30-ые годы открыта начальная казахская школа, так как основное население было казахским. В 50-ые годы в селе произошли большие изменения в связи с освоением целины. В поселок приехали первоцелинники, расширилось хозяйство, построили магазин, школу, клуб, водокачку. Хозяйство стало не только зерноводческим, но и животноводческим: построили птицеферму, открыли дойный гурт. С 60-ых годов в хозяйстве стали разводить овец, построили базы, кошары, катон для содержания овец. Чабанами работали Алдамуратов Ибрагим, Макашев Малибай, Асамбаев Шафик, Турганов Али, Асанбаев Музапар, Альмуханов Ситкали. В селе была своя конюшня, много лет проработал конюхом Жакупов Ал мае. Трактористами в хозяйстве работали Даметов Куаныш, Шуенбеков Жакслык, Исеркепов Танатар, Жуков Николай, Козярский Константин, Махамбетов Рамазан. В 60-ые годы управляющим был Панчук Иван Максимович, бухгалтером -Иртаев Нуртай, зоотехником - Сальдыбаев Айтан, завхозом - Асамбаев Утарбай. Учителем в начальной школе с 1958 года по 1970 год работала Колесникова Евдокия Ивановна. В школе была маленькая библиотека, а в животноводческом комплексе - красный уголок, в них библиотекарем работала Раинкулова (Асамбаева) Кульпаш Нагашбаевна. В клубе показывали кинофильмы, киномеханиками работали Козярский Константин, позже Жуков Николай. Ежедневно доставлял почту почтальон Троян Филипп, после него с 1969 года почтальоном стала работать Иващенко Зоя Фроловна. Основное население в поселке было казахское, семьи были большие, многодетные. Многие семьи были связаны родственными отношениями, так как сохранялись родоплеменные связи. Все жили дружно. Очень много было в 60-ые и 70-ые годы людей пожилого возраста - стариков, которые оказывали большое влияние на общественную жизнь села, на воспитание молодого поколения. Старики сохраняли народные традиции и передавали их молодому поколению. В 70-ые годы управляющим работал Мельник Григорий Петрович, первоцелинник, бывший механизатор, бригадир. Он пользовался заслуженным авторитетом среди населения. Социальная и культурная жизнь села развивалась, год от года населению жилось лучше: решались социальные, бытовые проблемы. Поселок Рыбный располагался в живописной местности: село построено между озером Копа и рекой Джуса, за рекой небольшие холмы, за озером и селом поля. Само село условно делилось на две части - Верхний аул и Нижний аул (по-казахски называли «Кырдагы аул», »Ойдагы аул »). Поселок Рыбный просуществовал до 1980 года, когда из села выехала последняя семья - семья Алдамуратовых. В 2008 году на месте бывшего села был установлен памятный знак, проведена встреча бывших жителей, проведен митинг. Подольск - это село основано переселенцам и из Каменецк-Подольской губернии семьями Внук Владимира,Черватюк Леонтия.Мущенко Игната и другими крестьянами с Украины. Село находилось на границе с Казахстаном, на левом берегу реки ДЖАРЛА на восточной окраине Адамовского района. Застройка села началась в 1907 году из земляного пласта, камня, талы, позже здания стали сооружаться из самана. В 40 е годы определились точные границы РСФСР и Казахстана. В 1918 в Подольске проживало 438 человек/данные архива/ В период коллективизации был организован колхоз «Большевик».а затем он входил в колхоз им.Дмитрова с центром в с.КАМЕНЕЦК. Основное население было украинской и казахской национальности, жили дружно. оказывали друг другу помощь. После войны жизнь на селе стала улучшаться, дети стали ходить в школу .В селе перед войной работала начальная школа, в период войны школа закрылась, не было учителя. После войны вернулся фронтовик ЛЫСЕНКО .А.он имел семилетнее образование и стал работать учителем. В школе было около 40 ребят. Все классы занимались в одной комнате. В 1957 году после окончания Оренбургского педучилища, по направлению на целину, в ПОДОЛЬСК приехала Р.В.ДМИТРЮК. Школа стала культурным центром, стали показывать фильмы. В 1959 году в связи с разведывательными работами вокруг Подольска, количество детей увеличилось, стали работать два учителя, но потом они уехали, и пошло сокращение учеников. В селе жили геологи, у них был магазин, радиосеть, медпункт, ферма. В начале 40 годов село подключили к общей энергосети. по публикациям в газете "Ленинское знамя", "Целина". |
Форма входа
Каталог
Для слабовидящих
Наша группа
Наша группа
Поиск
Архив записей
|